АО «НК «Продкорпорация» по итогам 2024–2025 маркетингового года реализовала рекордные 1,3 млн т зерновых, что в 4 раза больше, чем в предыдущем сезоне, и является максимальным показателем за 10 лет, сообщает минсельхоз. Рост агроэкспорта обеспечен расширением географии поставок и использованием новых логистических маршрутов, включая прямые продажи иностранным партнёрам и поставки через трейдеров в рамках программы консолидации экспортных партий.
Приоритетом нацоператора оставалось обеспечение внутренней продовольственной безопасности: в первую очередь зерном снабжались отечественные мукомольные предприятия, животноводческие и птицеводческие хозяйства, а также перерабатывающие заводы. Доля Продкорпорации в общем экспорте зерна из Казахстана составила 8,9%, а поставки осуществлялись в 12 стран. Традиционными рынками сбыта стали Таджикистан, Туркменистан, Афганистан и Китай, при этом основным экспортным товаром оставалась продовольственная пшеница 3 класса.
Одновременно компания освоила новые направления: более 143 тыс. т зерна отправлено в Марокко, Алжир, Египет и Вьетнам, ещё 62 тыс. т — в Иран, Азербайджан и Грузию, что позволило восстановить присутствие на этих рынках. Впервые по новому транспортному коридору через Азербайджан и Грузию была отправлена пробная партия зерна в Армению. Поставки в Марокко и Вьетнам осуществлялись по сложным мультимодальным маршрутам с использованием контейнерных ж/д перевозок до портов и дальнейшей морской перевалки.
Экспорт дополнительно поддерживался государственным субсидированием транспортных затрат, что повысило рентабельность поставок и стабилизировало цены на зерно на внутреннем рынке. В рамках программы консолидации экспортных партий нацоператор работает с аграриями по принципу «единого окна», помогая выходить на внешние рынки и заключать прямые контракты с крупными иностранными покупателями. За неполные 2 года заключено 11 экспортных контрактов на сумму $49,8 млн, вся выручка от которых напрямую направляется аграриям и мелким трейдерам.
Добавить комментарий